На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Авиация коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией усилила удары по территории Йемена. В самом Йемене не прекращаются вооруженные столкновения между различными враждующими группировками. Вооруженное противостояние сторонников правительства с боевиками антирежимных группировок продолжается в Сирии, Ираке и Ливии. Сложной остается обстановка в Афганистане, Судане, Египте, Ливане и на северо-западе Пакистана.
11 апреля представитель саудовского военного командования сообщил, что операция арабской коалиции «Буря решимости» в Йемене «идет все более интенсивно», ежедневно «совершается теперь не 50-80 самолетовылетов как раньше, а 120». Всего с начала бомбардировок были нанесены удары по 1,2 тыс. наземным целям на йеменской территории. В последние дни ВВС коалиции наносят удары преимущественно по военным базам, аэродромам и военным городкам в шести северных провинциях страны, а также на юге в районе Адена и в восточной провинции Шабва. Интенсивным ударам с воздуха подвергается столица Йемена Сана. Самолеты коалиции нанесли серию ударов по телекоммуникационным объектам на йеменской территории с целью достижения информационной изоляции лидеров хоуситов. Это привело к отключению интернета и серьезным перебоям в работе телефонной связи.
В то же время интенсивные воздушные удары арабской коалиции не привели к снижению военной активности хоуситов и выступающих на их стороне армейских частей, лояльных бывшему президенту Йемена А. А. Салеху. На минувшей неделе они овладели морским портом и международным аэропортом в Адене. В самом городе идут ожесточенные бои повстанцев с отрядами, сохраняющими верность президенту страны А. М. Хади. Коалиция 11 апреля предъявила хоуситам ультиматум, согласно которому они должны в трехдневный срок вывести свои войска из Адена и его окрестностей. Части йеменской армии, перешедшие на сторону хоуситов, установили 9 апреля контроль над городом Атак – административным центром провинции Шабва. Боестолкновения происходят на йеменско-саудовской границе. Саудовское руководство настаивает на необходимости развертывания военных действий против сил хоуситов ополчениями йеменских племен, которым, по мнению Эр-Рияда, «пора выступить на защиту законности», т. е. президента А. М. Хади. Боевики местной «Аль-Каиды» используют конфликт в Йемене для захвата новых территорий и укрепления своего влияния в этой стране, заявил глава Пентагона Э. Картер.
В Вашингтоне объявили, что США ускорят поставки оружия государствам, входящим в «арабскую коалицию» и будут оказывать участникам операции в Йемене более активную помощь в сфере разведки.
Саудовская Аравия и ее союзники рассчитывают на полномасштабное участие в йеменской кампании Пакистана. Однако в Исламабаде пока не торопятся. Так, 10 апреля пакистанский парламент принял резолюцию, согласно которой страна должна «сохранять нейтралитет в йеменском конфликте, чтобы сыграть активную дипломатическую роль в разрешении кризиса». Тем не менее, было обещано поддержать КСА «в случае посягательства на территориальную целостность этой страны».
Последние события в Йемене привели к резкому обострению отношений между Ираном и КСА. Тегеран продолжает жестко осуждать саудовское вмешательство в Йемене и требует прекратить военную операцию в этой стране, что в Эр-Рияде категорически отвергают. На минувшей неделе Иран направил в Аденский залив два военных корабля с задачей «обеспечения безопасности мореходства и защите интересов ИРИ в международных водах». В ответ арабская коалиция заявила, что не разрешит иранским кораблям заходить в территориальные воды Йемена.
По оценке экспертов ООН, ситуация в Йемене «продолжает стремительно ухудшаться». В стране «нарушена система основных услуг, и население сталкивается с кризисом беспрецедентных масштабов». «Миллионы людей подвергаются риску болезней, ранений и гибели из-за боестолкновений и нехватки товаров и услуг первой необходимости, в том числе медицинского ухода, чистой воды, продовольствия». Продолжается эвакуация иностранных граждан из Йемена.
В Тегеране и Вашингтоне по-разному трактуют многие положения предварительных договоренностей по иранской ядерной программе (ИЯП), достигнутых 2 апреля в Лозанне. Так, США заявляют, что порядок снятия санкций с Ирана по мере реализации им соглашений с «шестеркой» международных посредников еще предстоит обсудить. В Белом доме убеждены, что это следует сделать лишь после выполнения Тегераном взятых на себя перед «шестеркой» обязательств в ядерной сфере. США оставляют для себя возможность продолжить давление на Иран, если Тегеран не будет соблюдать соглашение по своей ядерной программе, заявил 11 апреля президент Б. Обама. С жестким предупреждением выступил министр обороны США Э. Картер, заявивший, что у Америки «есть возможность уничтожить иранскую ядерную программу, и, я думаю, иранцы это знают и понимают». В Вашингтоне по-прежнему считают, что Иран дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке, и намерены противодействовать его политике вместе со своими союзниками в регионе. Госсекретарь Дж. Керри 8 апреля заявил: «Мы не ищем конфронтации, но мы не собираемся отказываться от наших альянсов и нашей дружбы (с другими странами -авт.) и необходимости поддерживать тех, кто чувствуют угрозу из-за действий Ирана». Глава МИД Франции Л. Фабиус 12 апреля не исключил возможности срыва соглашения по иранской ядерной программе.
Иранский Меджлис (парламент) 7 апреля поддержал действия делегации страны на переговорах по ИЯП. В то же время президент ИРИ Х. Роухани 9 апреля заявил, что Иран не подпишет финальное соглашение по ядерной программе до тех пор, пока не будут сняты все введенные против страны санкции. Верховный лидер Ирана А. Хаменеи подчеркнул, что достигнутое в Лозанне соглашение «не дает никаких гарантий, что будет подписано какое-либо окончательное соглашение по ядерной программе Ирана». Тегеран может возобновить обогащение урана до уровня 20% в случае, если «шестерка» откажется от своих обязательств по будущему окончательному соглашению по ИЯП, заявил глава Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи. Иран также исключает возможность допуска западных инспекторов на свои военные объекты под предлогом удостовериться в отсутствии военной составляющей ядерной программы ИРИ. По оценке экспертов, жесткие заявления иранских руководителей предназначены главным образом для внутренней аудитории, в то время как в Тегеране выступают за достижение всеобъемлющего соглашения по ИЯП, так как это приведет к отмене санкций, серьезно осложнивших ситуацию в экономике ИРИ.
На минувшей неделе Иран с визитом посетил президент Турции Р. Т. Эрдоган, обсудивший в Тегеране весь комплекс двусторонних отношений, особенно торгово-экономических. По итогам переговоров подписано 8 меморандумов и соглашений о сотрудничестве в различных сферах и поощрении взаимных инвестиций. Детально были обсуждены региональные проблемы, особенно ситуация в Йемене, Сирии и Ираке. В частности, по Йемену стороны «нашли общие точки соприкосновения». Было заявлено, что Турция и Иран должны стать посредниками в конфликтах в Сирии и Ираке, чтобы остановить кровопролитие в этих странах.
8 апреля Пакистан посетил глава МИД ИРИ М. Д. Зариф. В Исламабаде он провел переговоры по урегулированию в Йемене, а также по проблеме борьбы с терроризмом и экстремизмом в приграничных районах обоих государств. Иран указал на недостаточные меры контроля, которые осуществляют силы безопасности Пакистана на ирано-пакистанской границе. Иран и Пакистан выразили готовность сотрудничать в деле поиска политического решения кризиса в Йемене.
В Москве 6-9 апреля прошел второй раунд консультаций между представителями правительства Сирии и ряда оппозиционных фракций. Сторонам удалось согласовать итоговый документ из 10 пунктов. В нем подтверждается, что урегулирование сирийского кризиса должно осуществляться «политическими средствами на основе консенсуса, базирующегося на принципах женевского коммюнике от 30 июня 2012 года». Вместе с тем, некоторые представители оппозиции отозвали свое первоначальное согласие с этим документом. Напомним, что во втором раунде московских консультаций отказалось участвовать главное объединение зарубежной сирийской оппозиции – Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии.
Очень сложная обстановка сохраняется в лагере палестинских беженцев Ярмук в южном предместье Дамаска, большую часть территории которого продолжают контролировать боевики экстремистских группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра». Руководство ООП отказывается от штурма лагеря сирийскими войсками. В то же время остается нерешенным вопрос о предоставлении гуманитарного коридора для вывода из лагеря его обитателей. Тем временем в лагере остаются примерно 18 тыс. человек.
США пока не видят необходимости направлять свои сухопутные войска для участия в борьбе с боевиками ИГ в Сирии и Ираке, заявил 10 апреля глава Пентагона Э. Картер. При этом он отметил, что если такая необходимость появится, то он не задумываясь, даст соответствующую рекомендацию президенту США Б. Обаме.
На минувшей неделе самолеты канадских ВВС нанесли первые удары по позициям боевиков ИГ на сирийской территории.
Напряженная обстановка сохраняется в Египте на севере Синайского полуострова. На прошедшей неделе боевики египетского филиала ИГ группировки «Вилаят Синай» совершили серию терактов и нападений на армейские блокпосты и жилые районы в городах Шейх Зувейд и Эль-Ариш, что привело к гибели и ранениям большого числа людей. Несколько террористических нападений было совершено и в других районах страны.
11 апреля уголовный суд Каира приговорил к смертной казни духовного наставника запрещенной в Египте ассоциации «Братьев-мусульман» М. Бадиа и еще 13 лидеров организации. Кроме того, 37 активистов исламистской ассоциации были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Ранее египетский суд уже приговаривал Бадиа к смертной казни, но затем заменил высшую меру пожизненным заключением.
В Ливии войска, выступающие на стороне международного признанного правительства А. ат-Тани, ведут ожесточенные бои на подступах к столице страны Триполи с отрядами контролирующего город происламистского альянса «Рассвет Ливии». Бои не прекращаются и в крупнейшем городе на востоке Ливии — Бенгази. Здесь части правительственной армии смогли потеснить боевиков, поддерживающих «Рассвет Ливии» радикальных группировок. Тем временем власти Алжира намерены возвести на границе с Ливией заградительный забор длиной 120 км с целью воспрепятствования проникновения боевиков и террористов с территории соседней страны.
7 апреля госдепартамент США дал согласие на возможную продажу Пакистану новейших ударных вертолетов Viper AH-1Z, управляемых ракет «Хеллфайр II», сопутствующего оборудования и запасных частей на общую сумму 952 млн долларов. Кроме того, американская сторона готова оказать помощь в обучении пакистанских летчиков и наземного технического персонала, обеспечить техническое обслуживание поставляемой техники «в течение 66 месяцев». Ранее пакистанское правительство обратилось к США с запросом о продаже 15 вертолетов Viper AH-1Z , 1000 ракет «Хеллфайр II», другого вооружения и техники, чтобы обеспечить «военный потенциал для антитеррористических операций».
12 апреля Турция отозвала своего посла из Ватикана для консультаций в связи с заявлением Папы Римского Франциска, назвавшего массовые убийства армян в Османской империи «первым геноцидом ХХ века» и одной из трех «больших неслыханных трагедий» минувшего столетия.
Приложение
О некоторых особенностях отношений между Оманом и США
Оманско-американские отношения в настоящее время развиваются стабильно, на прагматичной основе. Традиционно, тесные военно-политические связи с США, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются одной из основ международной политики султаната, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны. В Омане выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Маскат в большинстве случае поддерживает политику Вашингтона на Ближнем Востоке, в том числе по вопросам арабо-израильского урегулирования. В то же время оманское руководство, стремясь упрочить положительную для страны тенденцию развития взаимовыгодного многопланового сотрудничества с Соединенными Штатами, не отстраняется «от тесных контактов с другими государствами, которые имеют на самые лучшие отношения с США».
Принимая во внимание значимость султаната для американской политике в регионе, Вашингтон открыто не критикует дружественные отношения, существующие между Оманом и Ираном. К тому же американцы при необходимости используют Оман в качестве посредника для установления контактов с ИРИ. Считается, что Маскат сыграл достаточно важную посредническую роль в подготовке переговоров «шестерки» международных посредников с Тегераном по иранской ядерной программе (ИЯП). На оманской территории неоднократно проходили встречи госсекретаря США Дж. Керри и министра иностранных дел ИРИ М. Д. Зарифа по обсуждению ИЯП. Оман заявил о своей поддержке рамочных договоренностей по ИЯП, достигнутых 2 марта между международными посредниками и Тегераном. В то же время султанат не одобряет предполагаемые намерения Ирана по созданию собственного ядерного оружия. В целом Оман умело балансирует между США и ИРИ.
США поддержали курс султана Кабуса на постепенную демократизацию политической жизни Омана, к реализации которого глава государства приступил еще в начале 1980-х гг. Американцы сдержанно отнеслись к мерам оманских властей по подавлению протестных выступлений населения страны в феврале-мае 2011 г., призвав власти ускорить процесс демократических реформ. Для уточнения на месте положения дел Оман посетил тогдашний министр обороны США Р. Гейтс, который провел переговоры с султаном Кабусом по ситуации в стране. Американские дипломаты в ответ на репрессии властей по отношению протестующих регулярно заявляли, что Оман остается «нашим другом и партнером». В то же время политический кризис в султанате не был столь глубоким, а протестные выступления такими массовыми, как в соседних Йемене и Бахрейне.
Отметим что, несмотря на сдержанную позицию США и их союзников по отношению к событиям в стране в 2011 г., многие представители оманской верхушки «расценили реакцию Запада враждебной самому существованию монархической власти в Омане». Так, окружение главы государства довольно настороженно отреагировало на американские призывы ускорить проведение демократических реформ, что на практике означало бы заметное ослабление султанской власти.
Вашингтон продолжает подвергать критике политику оманских властей в сфере соблюдения прав человека и демократических свобод. В частности, в докладе госдепартамента США по вопросам соблюдения прав человека за 2012 г. говорилось, что действующие в Омане законы «обеспечивают ограниченную свободу слова и печати», однако правительство страны на практике во многом не соблюдает даже эти ограниченные права.
Военно-политическое сотрудничество между Оманом и США имеет длительную историю и прочную договорно-правовую базу. Еще в 1980 г. Оман заключил с США соглашение о военном и экономическом сотрудничестве, по которому американские вооруженные силы получили право пользоваться военными базами на территории султаната в случае чрезвычайных обстоятельств и при условии предварительного уведомления со стороны Соединенных Штатов. Данный документ регулярно продлевается каждые 10 лет. Последний раз это было сделано в 2010 г.
В 1981 г. Оман и США подписывают соглашение о расширении двустороннего военно-политического и военно-технического сотрудничества. Речь, в частности, шла об оказании американской военной помощи султанату и предоставлении Соединенным Штатам возможности размещения на оманской территории различных военных запасов.
На сегодняшний день США имеют право использовать военно-воздушные базы в Маскате, Тумарите и на острове Масира. На этих объектах заскладированы боеприпасов и различное оборудование, а также размещены примерно 200 американских военнослужащих, преимущественно из состава ВВС. Кроме того, американские военные склады имеются на военной базе Мутанна.
Американцы неоднократно использовали оманские базы в ходе войн и вооруженных конфликтов в регионе (Ирак, Афганистан). При этом отметим, что, предоставляя военные базы для использования вооруженными силами США (а также Великобритании), руководство султаната предусмотрело отказ от своих обязательств на случай, если боевые действия будут вестись против Ирана. И еще. Получая от Вашингтона дотации за использование военных баз, оманцы направляли их как на реализацию различных экономических проектов, так и на закупку вооружения и военной техники в тех же США. Американские военные неоднократно модернизировали используемые ими оманские базы.
В последнее время некоторые официальные лица в Маскате высказывают пожелание сделать американское военное присутствие в стране «менее видимым» с тем, чтобы не возникало дополнительных трений в отношениях с Ираном, снизить протестные высказывание местных исламских радикалов и не привлекать в страну зарубежных исламистских террористов. Речь при этом идет в первую очередь о базах на острове Масира.
Развивается оманско-американское военное сотрудничество и в других сферах. Так, США помогают в подготовке местных военных кадров: оманские военнослужащие обучаются в Соединенных Штатах по специальностям управление войсками, разведка, военная логистика, обеспечение безопасности на море, борьба с терроризмом. Периодически проводятся совместные учения ВС двух стран с участие подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, ВВС и ВМС. В 2013 г. Оман и США провели переговоры о возможном участии султаната в создаваемой американцами региональной системе ПРО в зоне Персидского залива. Корабли американских ВМС совершают частые заходы в оманские порты. Американская безвозмездная военная помощь Оману в 2014 финансовом году составила 11 млн долларов.
США являются одним из основных поставщиков вооружения и военной техники Оману. В 2011 г. было подписано соглашение о продаже оманским ВВС до 2016 г. еще одной партии из 12 тактических истребителей F-16С/D Блок 50 и модернизации 12 ранее поставленных самолетов этого типа. Для истребителей F-16 из США поступят 262 авиабомбы, управляемые по лазеру, и ракеты класса «воздух-воздух» типа «Сайдвиндер». США окажут Оману помощь в создании современной системы ПВО. В частности, будут поставлены ЗРК ближнего действия «Эвенджер» с 266 ракетами «Стингер» и 299 ракетами AMRAAM. Сухопутные войска получат 400 американских ПТУР «Джавелин». Рассматривается вопрос о приобретении в США патрульных катеров.
Оман и США активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. Также поддерживаются отношения между спецслужбами двух стран в вопросах противодействия наркобизнесу и контрабанде ядерных материалов. США оказывают помощь Оману в укреплении служб пограничной и береговой охраны, поставляя специальную технику, средства связи и обучая личный состав.
Развиваются оманско-американские торгово-экономические связи. В 2006 г. стороны подписали соглашение о свободной торговле, реализация которого приведет в течение 10 лет к отмене пошлин на большинство товаров и услуг, которыми торгуют две страны и расширит возможности американского экспорта в Оман, который представлен главным образом автомобилями, самолетами, нефтяным оборудованием, другой продукцией машиностроения. Оманский экспорт в США состоит преимущественно из сырой нефти и удобрений (пестицидов). В 2012 г. товарооборот между двумя странами составил примерно 3 млрд долларов. В султанате создано и действует несколько совместных предприятий. Экономическая помощь США Оману в 2014 финансовом году составила 15 млн долларов.
Таким образом, оманско-американские отношения в целом развиваются стабильно и по обоюдному намерению сторон имеют хорошие перспективы для дальнейшего укрепления и развития.