С сайта politeka.net

За короткое время несколько СМИ с мировым именем написали о закулисных интригах в Саудовской Аравии. Если учесть, что совсем недавно король страны Салман, страдающий болезнью Альцгеймера, был госпитализирован, борьба за власть может наконец вырваться наружу. Ведь у остальных представителей династии есть вполне разумные основания выражать недовольство политикой нынешнего правительства. Politeka объясняет, чем именно недовольны противники Салмана и его сына, кто они и почему переворот вполне реален.

28 сентября в британской The Guardian появился материал, который продолжил серию публикаций о внутреннем противостоянии в королевской семье саудитов. Письмо на арабском, по словам представителей СМИ, поступило от одного из саудовских принцев. Таким образом, оно стало третьим публичным сообщением о ситуации в королевской семье от саудовского инсайдера. Главный посыл звучит так: представители королевской семьи недовольны нынешним королем Салманом и ищут пути его сместить. Пока же страной де-факто руководит сын Салмана – второй наследный принц Мохаммед бин Салман.

Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд сменил в королевском кресле своего брата Абдаллу. Тот умер в начале этого года. Причем Салман немногим моложе покойного брата – сейчас королю 79 лет, и он уже испытывает очевидные проблемы со здоровьем. 6 октября монарха госпитализировали с диагнозом «деменция». Простыми словами – слабоумие. Также есть информация, что Салман страдает болезнью Альцгеймера. Деменция как раз может быть частью этого заболевания.

Мекка как раздражитель

В конце сентября в Мекке произошли две трагедии. Сначала при реконструкции храма на мусульман упал кран. Погибли более ста человек. А во время ежегодного хаджа в давке погибли более 700 паломников. События вроде бы должны были проявить наплевательское отношение правительства к населению. Но власти переложили ответственность на мелких служащих, работников скорой помощи и «некоторых паломников африканской национальности». Очевидно, что недовольных тем, как управляют святейшим для мусульман местом, прибавилось.

Падение же крана на мусульман, совершавших ритуальный обход, произошло во время работ по реконструкции Большой мечети Аль-Харам. Проект, к слову, назвали в честь предыдущего короля Абдаллы. При этом реконструкция святыни ради увеличения площади вызывала критику еще до трагедии.

В мусульманском мире Саудовская Аравия не считается несомненным правообладателем камня Каабы. В Коране и других священных текстах монархическая форма правления не упоминается. Собственно, как и вообще государство саудитов. А трагедии во время хаджа не являются чем-то необычным. В 1990 году, согласно официальной информации, 1436 паломников задохнулись в тоннеле, ведущем к святым местам, из-за неисправной системы вентиляции. В 1998 году погибли более ста человек, в 2002 году – 251. Во время предыдущей трагедии в 2006-м затоптали не менее 364 мусульман. Естественно, особенно агрессивной в этом году была реакция Ирана, который претендует на роль региональной державы.

Противоречивая йеменская кампания

Одним из методов конкуренции между двумя лидерами мусульманского мира стала йеменская кампания саудитов. Небезосновательно многие аналитики считают, что она является плодом фантазии не слабоумного Салмана, а его сына Мохаммеда. Поскольку именно тот руководит Министерством обороны Саудовской Аравии. Но, как следует из письма неназванного принца, в королевской семье далеко не все довольны текущей военной кампанией.

Еще недавно беднейшая страна Ближнего Востока – Йемен – считалась дружественной Эр-Рияду. Сегодня же в ходе военной операции саудиты с союзниками из Лиги арабских государств без разбору бомбят не только повстанцев-хуситов и их союзников, но и мирное население (недавно погибли более 130 человек, которые праздновали свадьбу) и продовольственные склады. При этом ратуя за легитимное и международно признанное правительство Йемена. В сентябре чиновники как раз вернулись во временную столицу Аден. Тише, правда, в стране ничуть не стало. Это еще одна причина для рядовых саудитов поставить руководству страны пару неудобных вопросов. А то, что относительно неэффективной и непродуманной кампанией руководит 30-летний сын короля, подогревает разногласия и внутри семьи. Бывший военный саудовских ВВС Дакиль бин Насер аль-Катани в комментарии The Guardian признается, что воюет его страна, по сути, с народом Йемена и против реальной независимости этого государства.

Несомненно, что стратегически Иран и Саудовская Аравия заинтересованы иметь в Йемене свое марионеточное правительство. Эр-Рияд просто не может допустить, чтобы у них под боком к власти пришли шииты (пусть и так называемой зейдитской школы ислама), дружественные Ирану. Хотя мятежники как раз богатому соседу сами по себе совсем не угрожают – главным их врагом являются чиновники и исламисты из ИГИЛ и «Аль-Каиды». В пользу Ирана йеменская война играет роль дестабилизирующего фактора, поскольку в Саудовской Аравии шииты являются бедным угнетаемым меньшинством.

Почем нынче нефть?

Саудовская Аравия в день производит 10 млн баррелей нефти и является крупнейшим в мире экспортером этого сырья. На продажу черного золота приходится 90% всех поступлений. Доля на рынке только за счет сохранения уровня добычи позволяет существенно влиять на цены и, соответственно, на врагов и конкурентов. В условиях почти 50-процентного падения цен на нефть выбирать нужно было между двумя вариантами. В первом случае саудиты могли снизить добычу, рискуя долей рынка. Но они выбрали второй – оставить все на текущем уровне, выдавливая конкурентов с более высокой себестоимостью добычи.

Политика ближневосточной монархии частично направлена против Ирана (еще до появления иранской нефти на рынке!) и России – согласитесь, не самых близких саудитам стран. Если учесть, во что Кремль ввязался в Сирии, нефтяная политика и дальше может быть оружием Эр-Рияда.

За четыре месяца Саудовская Аравия потеряла на падении цен $49 млрд. Страна хоть и считается сплошным нефтяным месторождением, но также не бездонна. Бюджет этого года был сформирован на основе отметки в $90 за баррель. И МВФ прогнозирует дефицит в $107 млрд по итогам года. Чтобы покрыть недостаток средств, из зарубежных инвестиционных фондов, по информации Financial Times, саудиты вывели $70 млрд.

Большие расходы идут на войну в Сирии (то есть на официальное участие в бомбардировках), теперь еще и в Йемене, ну и на закулисную поддержку различных суннитских подразделений и группировок разной степени радикальности (вплоть до джихадистского «Фронта ан-Нусра») – разговоры о поддержке исламистов пока не утихают.

Но Эр-Рияд продолжает. Недавно для клиентов Саудовской Аравии снизили стоимость нефти еще на $1,7 за баррель. Таким образом, саудовская нефть стала дешевле эмиратской на $1,6. Снижая цены, можно давить еще и на традиционного союзника – Штаты, с которыми у саудитов в последнее время довольно натянутые отношения. От падения цен страдают добытчики сланцевой нефти из США. Наверняка такая политика вызывает раздражение. Впрочем, саудитов понять тоже можно. Раньше они уже снижали объем добычи ради повышения цен на нефть. Тогда Саудовская Аравия просто потеряла свою долю рынка, а высокие цены простимулировали развитие сланцевых технологий и глубоководную добычу.

Кто мутит воду

Как следует из материала The Guardian, информатор издания приходится основателю страны Абдул-Азизу ибн Сауду внуком. Соответственно, это может быть кто-то из списка таких принцев: Халед, Сауд (1941 г. р.), Митеб, Турки, Бандар, Сауд (1955 г. р.), Султан и двое наследников – Мохаммед бин Наиф и Мохаммед бин Салман. Первый кронпринц приходится королю Салману племянником. Второй – его сын. Из слов автора письма следует, что в плане по смещению участвуют несколько братьев Салмана и множество племянников.

Мотивом переворота может быть еще и формирование Салманом собственного мини-клана. Должности заместителя Министра образования для женщин лишилась наиболее высокопоставленная женщина в правительстве – Нора аль-Файез, реформы которой вызывали недовольство консервативных кругов. Специально для молодого сына Мохаммеда действующий король «придумал» звание заместителя наследного принца. Одновременно он занимает пост Министра обороны и председателя Совета по экономическим вопросам и развитию. Совет, опять же, был создан с нуля. Второй же рукой стал Мохаммед бин Наиф – Министр внутренних дел страны, председатель Совета по вопросам политики и безопасности. Известно, что публично письмо о необходимости смены короля поддержал только один представитель королевской семьи. Разумеется, из-за характера разборок внутри династии это ничуть не удивительно. В пользу реальности смещения говорит и аналогичный случай в 1964 году. Тогда в королевское кресло вместо короля Сауда-младшего посадили его брата Фейсала. Последний считается главным реформатором Саудовской Аравии. В 1975-м его убил один из племянников.

План созрел из-за недовольства не только родственников действующего короля, но также из-за позиции саудовских племен, других представителей общественности. Главная проблема, что зачастую местные правительства не терпят инакомыслия, а в стране сформировалось даже не авторитарное, а тоталитарное общество. Антиправительственные настроения редко выходят за пределы соцсетей, которые, к слову, власти также пытались взять под контроль.

Итак, имеем ясную картину с мутным исходом. Болезнь короля вместе с сомнительными решениями его правительства (в первую очередь – наследных принцев) создают твердую почву для мягкого переворота. Смогут ли это сделать сыновья и внуки основателя страны – вопрос. Если в реальности письма, которое обнародовал The Guardian, мало сомнения, то настоящий уровень поддержки наследных принцев неизвестен. Логично предположить, что переворот, если он запланирован, состоится еще при жизни короля Салмана.

Источник

Автор Анна Пчелинцева, теги заметки, история, Йемен, новости, репортаж. Дата: Октябрь 9, 2015, 11:10 пп |

НАВЕРХ