Статья от Алексея Гетманенко:

«Как для фотографа, так и для потребителя фотоуслуг стоимость съемки зачастую объективно не оценивается.

Основным критерием является среднестатистическая рыночная стоимость, но в отличии от товара диапазон цен на съемку, например, Love Story в Москве может колебаться от 500 до 7000 в час. Причем на резонный вопрос «Почему?» я часто слышу логичный ответ «Потому что так стоит у знакомого фотографа».

В последнее время коммерческая фотография как относительно новое направление сферы услуг продолжает набирать обороты, создавая вокруг себя множество мифов. Все их перечислять не буду, но хочу остановиться на одном — финансовом.

Миф-папа «Фотограф много зарабатывает » вместе со сказкой-мамой «Фотография — это просто» произвели на свет не одну сотню чудо-фотографов, которые хотят очень просто заработать много денег… Мечта!

Мои коллеги часто спрашивают, сколько им брать за ту или иную съемку. Этот же вопрос, только по оплате не менее часто задают люди, которым нужна эта съемка. Давайте немного все же разберемся в вопросах «сколько?», «за что?» и «почему?».

Итак. Всем известное «Время — деньги» очень многие понимают не так глубоко как следовало бы. Если мы немного отойдем от стереотипов, то деньги сами по себе не просто банкнота, на которую можно купить что-то. Это вполне определенная форма энергии, являющаяся мерой времени, потраченного на создание товара или услуги. Но большое количество фотографов стремятся форсировать финансовую отдачу, пытаясь жать, где не сеяли.

Рассмотрим пример свадебной фотосъемки как яркий пример заблуждений и мифов.

Нанимая профессионального свадебного фотографа, потребитель платит за достойный результат, но результат под тщательным рассмотрением включает в себя:

Составляющая 1.

Время, потраченное инженерами и другими производственными ресурсами компании Nikon, Canon, Sony … на создание аппаратуры фотографа, т.е. ее стоимость.

Если быть более точным, то потребитель оплачивает часть амортизации аппаратуры. Здесь все очень просто. Стоимость фотоаппарата Nikon D3s составляет 220 000 рублей, кевларовый затвор имеет ресурс 300 000 циклов, т.е. с учетом расходов на чистку матрицы и прочее обслуживание один «щелчок затвора» фотоаппарата стоит 1 рубль. За полный свадебный день делается от 2000 до 3000 кадров. Т.е. до 3 000 рублей фотограф должен закладывать в стоимость съемки как амортизацию камеры.

Сюда добавляется амортизация вспышки или нескольких вспышек, добавляя 1000 рублей к съемке на каждую вспышку, включая ресурс NiMH-аккумуляторов. Еще в среднем 3000 уходит на амортизацию пары объективов и дополнительных принадлежностей для более творческого использования аппаратуры, таких как штативы, светомодификаторы, фильтры и т.д. .

Итого 7000 рублей для фотоаппарата с одной вспышкой за свадебный день. Это только начало.

Составляющая 2.

Для обработки фотографий необходим компьютер и монитор. Причем если фотограф печатает фотокниги на Durst-бумаге, ему необходим монитор с цветовым охватом минимум 98%Adobe RGB, стоимость которого в среднем составляет 60 000 за 24-дюймовую диагональ. Компьютер достаточно мощный с RADE-массивом для ускорения работы с файлом подкачки и внешним хранилищем для резервного копирования материала (а значит надежности хранения) обходится фотографу не менее 80 000 рублей, т.е. 140 000 за системный блок с монитором. Предположив, что среднестатистический фотограф с учетом сезонности снимает в год 20 свадеб, а за год цена на эту аппаратуру падает вдвое, легко получить 3500 на амортизацию ПК с монитором на обработку одной свадьбы.

Итак полная амортизация аппаратуры профессионального фотографа составляет примерно 10000 рублей за свадьбу.

Замечу, что более дешевый полупрофессиональный фотоаппарат будет иметь гораздо меньший ресурс затвора, поэтому амортизация аппаратуры начинающего фотографа упадет в основном за счет бюджетного ПК и монитора. С учетом минимальных системных требований для работы Adobe Photoshop полная амортизация «не дорогого» фотографа составит около 7000 рублей.

Составляющая 3.

Опыт фотографа. Время, потраченное на обучение поддается сложнее объективному расчету. Затраты могут включать стоимость обучения в фотошколах, курсах, мастер-классах и самообразование, в которое входит затраты на покупку книг, журналов и т.д..

Пойдем простым логическим путем. Минимальный размер оплаты труда в Москве на сегодняшний день составляет 11300 рублей, т.е. при 5 дневной рабочей неделе и 8 часовом рабочем дне час работы стоит 70 рублей. Предположим, что фотограф занимается самообразованием 2 часа в день. Это время потенциального заработка, которое он мог потратить на другую работу или подработку. Т.е. у него могло быть 730 оплаченных часов минимум, что принесло бы ему 51 000 в год. Но он инвестировал это время в обучение и крайне разумно было бы включить эти расходы в стоимость съемки. Но если к тому же он купил пару нормальных книг по 2000 и посетил пару семинаров успешных фотографов по 5000 за каждый, то все эти расходы, деленные на 20 снятых свадеб дадут 3000 компенсации на каждую свадьбу.

Составляющая 4.

Время самой съемки будем считать 14 часов, включая дорогу из дома и вечером домой.

Составляющая 5.

Время, на обработку. Я подсчитал достаточно точно, что мне лично, с моим опытом, на полную обработку свадьбы необходимо 74 полных часа. У моих знакомых на это уходит около 140 часов. Кроме этого мы можем добавить еще 6 часов на предварительную встречу, планирование и подготовку, это не беря во внимание времени на рекламу и работу с партнерами.

Исходя из того же алгоритма, привязанного к минимальной оплате труда, время подготовки, съемки и обработки даст еще 600 рублей в стоимость одной из 20-ти свадеб.

А вот теперь все сложим и подобьем итоги.

На основе всех затрат себестоимость одной свадьбы в среднем составит 20 000 для фотографа среднего уровня. Это за 2000 фотографий, но половина фотографий (сюжетно повторяющихся, брака и пр.) отфильтруется, увеличив вдвое стоимость оставшихся. А это:

1000 фотографий на диске = 20 000 рублей

1 срабатывание затвора = 20 рублей

серия из 5 кадров = 100 рублей ( за 1 секунду! )

Это СЕБЕСТОИМОСТЬ! минимальная для среднего фотографа, расчитанная на основе потенциального времени работы с минимальной оплатой труда! А если фотограф тратит на обучение не 2 часа в день … ? Сколько этот самый средний фотограф сможет заработать на добавленной стоимости, если свадьба у него зачастую стоит меньше или равна себестоимости, чтобы быть более-менее востребованным со своим уровнем в этой ценовой категории?

Вывод 1.

Оплачивая услуги фотографа, потребитель должен трезво оценивать, что стоит за, казалось бы, простой 10 часовой свадебной съемкой. Он должен понимать, что оплата за съемку, например, 2000 в час не является оплатой за съему в этот день, это всего лишь перераспределенная сумма для удобства оплаты, которая только по затратам времени на съемку и обработку без учета амортизации и инвестиций в обучение превращается в реальных 130 рублей в час. В более дорогой работе профессионала точно так же оплачивается не его труд на мероприятии, а его инвистиции в свой талант, опыт и знания и как следствие — достойный результат.

Вывод 2.

Профессия фотографа не оправдана финансовой выгодой. «Подработка» свадебной фотосъемкой заведомо убыточна. Но! Варьировать добавленной стоимостью в широком диапазоне фотографу позволяет высокий уровень знаний и опыта, который всегда в цене. На его приобретение нужно время. Много, очень много времени. Это жертва, на которую осознанно идет только по-настоящему творческий человек, для которого затраты — это его плата за опыт, а чистый доход — это возможность заплатить за больший опыт . При этом деньги перестают быть целью и становятся лишь средством самореализации.
Для быстрого же заработка лучше поискать другие варианты и не пачкать творчество меркантильностью и жаждой наживы, лишающей счастья не только фотографа, но и его клиентов.»

Алексей Гетманенко (event-фотограф, руководитель авторской школы фотографии Time Format).

Автор Анна Пчелинцева, теги заметки, люди, саморазвитие, фотографии, фотографы, фотозаметки, фоторабота. Дата: Август 21, 2017, 3:02 пп |

НАВЕРХ