Тезисный список для саморазвития.

«Психосоматика (в переводе с древнегреческого) — душа и тело. В последнее время психосоматическое направление в психотерапии начало рассматриваться только с точки зрения различных болезней тела. Но разве различные неприятности в жизни, лопающиеся лампочки, сгорающие компьютеры, краденые кошельки, дорожно-транспортные происшествия – не сигналы о том, что что-то с нашей душой, а последствии и телом что-то не так? Или различные зависимости, навязчивые, тревожные состояния, негармоничные партнерские, детско-родительские отношения, чувство одиночества или неполноценности- не сигналы? Эта программа является интегративным направлением различных подходов современной психотерапии в русле гештальта, которая помогает и обучает работе с различной психосоматикой. Мы предлагаем рассматривать термин психосоматики шире — тело и душа, что может быть больше, объемнее и глубже?

В процессе образовательной программы участники приобретают собственный клиентский опыт работы с различными заболеваниями и не только, опыт парной работы с возможностью попрактиковать полученные знания и уже потом применить в своей собственной работе, а также опыт групповых упражнений.

Программа разделена на 2 ступени. Первая ступень дает участникам возможность работать с различными заболеваниями, получая теоретические и практические аспекты. Вторая ступень также оставляет приоритетной работу с личными заказами участников, где будет более углубленны теоретические и получаемые практические навыки.

(Программа может быть изменена по желанию участников. Во встечах помимо образовательных и теоретических блоков, большое внимание уделяется личным заказам участников по работе с психосоматикой или любыми другими заказами. При желании группы, по завершению программы группа может сдать экзамен и получить сертификат).

1 ступень

1. Понятие психосоматики в современном мире. Болезнь как блокирование или игнорирование актуальной потребности. Тень и бесконечный источник ресурсов. Классические техники по работе с психосоматикой. (Гештальт-подход).

2. Женское и мужское начало в человеке. Психосоматика как дисгармония мужского и женского. Понятия внутриличностного и межличностного конфликта. Карта чувств или что мы не позволяем себе чувствовать, когда заболевает что-то? (Гештальт –подход).

3. Психосоматика как нераскрытый ресурс, живущий внутри. Понятия первичной и вторичной идентификации. Союзники. Работа с энергией мечты. Работа с флиртами. Работа с зависимостями. (Процессуальный подход).

4. Психосоматика как “нежизненность” чего-либо. Работа с жизненностью, а также техника “Круг настоящего”(работа с выбором и принятием различных решений). Внутренний индикатор гармоничности и дисгармоничности в работе и в жизненных ситуациях. Работа с энергиями стихий. Медитация. (Гештальт-подход).

5. Зажимы как следствие неразрешенных ситуаций прошлого. Работа с сценарным поведением в травматических и конфликтных ситуациях. (Работа с психосоматикой в контексте телесно-ориентированной терапии и гешальт-подхода).

2 ступень

6. Работа с заболеваниями, передающимися по наследству. Психосоматика как некий подарок или невыученный урок рода. Нерожденные, абортированные дети и их влияние на последующую жизнь родителей. Различные ситуации и незавершенные отношения прошлого, имеющие влияние на жизнь сейчас. Любовные треугольники. (Системные семейные расстановки в контексте психосоматики).

7. Энергетические аспекты в работе с психосоматикой. Понятие энергетического конфликта как причины заболевания. Теория чакр. Заболевание как нарушение энергообмена одной из чакр. Совместимость партнеров в отношениях и возможные конфликты относительно чакровой теории. Работа с Духом партнера.(Эзотерический подход, процессуальная терапия, гештальт-подход).

8. Болезнь как неприятие одной из 4-х экзистенциальных данностей жизни. Экзистенциальная матрица. Понятие ответственности в контексте работы с психосоматикой. (Экзистенциальная терапия, гештальт-подход).

9. Заболевание как трансовое состояние. Реинектинг, перепросмотр травматических ситуации прошлого, повлекшими за собой беспричинные тревоги и страхи, любые иррациональные состояния, а также психосоматику. (Дианетика).

10. Энергетические аспекты психосоматики. Заболевание как непринятие родовой энергии. Работа с принятием женских и мужских родовых энергий. (Энергетический подход, гештальт-терапия).

11.Трансперсональные аспекты работы с психосоматическим заболеванием. Понятие “большого Я”. Болезнь, как проявление ‘большого Я”. Работа с драматреугольником. (Гештальт-подход, процессуальная терапия).

12. Обобщающий семинар и подведение итогов. Супервизорские работы с клиентами на круге. Вопросы и ответы. Предэкзаменационный семинар.

13. Экзаменационная сессия.

Что такое психосоматика — все! «Психо» — значит душа, а «сома» — это тело. Что у нас есть кроме души и тела??? Традиционно психосоматическими принято считать те заболевания тела, которые вызваны психикой. Попробуйте их разделить!!! Скорее всего, те, у кого это разделение существует, уже не обращаются к психотерапевту:

Работа с психосоматическими заболеваниями средствами психотерапии. Долгосрочная образовательная программа.

Некоторые люди считают, что психотерапия — нечто большее, чем просто эмоциональное взаимодействие, она способна менять физиологию тела и даже его строение…

Карл Витакер — доктор мед. наук, экс-президент Американской академии психотерапии.
Программа создана как дополнительная подготовка для людей, уже имеющих медицинское или психологическое образования. Основная идея программы как нельзя лучше изложена в эпиграфе от Карла Витакера.

Человеческий организм является целостной структурой, в которой невозможно отделить процессы ментальные и процессы физические, отдельные методы лечения для ума и тела являются иллюзией. Любое хроническое заболевания тела сопровождается изменением в характере и поведении человека. Характер и болезнь — взаимосвязанные события.
Современные положения теоретической патологии перестали делить изменения, возникающие в организме на функциональные и органические, другими словами, до тех пор, пока организм жив — любое изменения является потенциально обратимым. Вопрос в том, как запустить эти изменения.
Научные дисциплины, проявляющие заботу о здоровье человека, придерживаются двух принципиально различных направлений — борьбы с болезнями и развития здоровья.
Различные направление современной психотерапии накопили множество теоретических и практических разработок, на взгляд автора, гораздо более эффективных и экологичных чем многие средства медицины.
Возможности психотерапии в лечении заболеваний тела — теоретически безграничны. Каждый год все новые заболевания относят к психосоматическим, то есть официально поддающимся психотерапии.
Однако в отличие от химических препаратов и физических средств воздействия с достаточно определенными эффектами, психотерапия является менее систематизируемым и менее повторяемым средством. Она более зависима от участия самого пациента и дает меньше гарантий, чем любая хирургическая операция. Впрочем, максимальная индивидуализация и возможность осознанного влияния самого пациента является достоинством многих методов психотерапии.
К сожалению, наблюдается информационный разрыв. Клинические врачи не знают о возможностях психотерапии, хотя обладают знаниями о строении и функциях организма. Психотерапевты-психологи знают или подозревают о таких возможностях, но зачастую ограничены отсутствием медицинских знаний. Население пребывает в этом разрыве.
Традиционное для многих людей отношение к своему здоровью зачастую подразумевает, отсутствие осознанного участия в тех процессах, которые происходят в организме, за исключением некоторых физиологических отправлений. К счастью ситуация в последнее время меняется.
Дана программа ставит перед собой цель объединить и систематизировать различные философские, медицинские знания и психологические знания, а также современные психотерапевтические знания вокруг одной общей идеи — лечение заболеваний тела средствами работы с психикой.
Программа предусматривает использование следующих идей и методов: гештальт-подход, трансактный анализ, НЛП, процессуальный подход, экзистенциальная терапия, психодрама, позитивная терапия и др.
Обучение в программе предполагает:

участие в 12 трехдневных учебно-практических семинарах, (360 часов)
прохождение личной терапии у специалиста любого из направлений гуманистической терапии (кандидатура терапевта обсуждается с тренером программы) (25 часов)
индивидуальная работа с литературой (список прилагается) (100 часов)
тренировка практических навыков с другими участниками группы (работа в тройках) (30 часов)
индивидуальная или групповая работа минимум с одним клиентом или проведение терапевтической группы (5 часов)
составление письменной работы (15 листов),
сдача зачетной сессии: демонстрация теоретических и практических навыков экзаменационной комиссии.
по завершении программы предполагается, что обучаемый приобретет навык психотерапевтической работы с различными симптомами и нозологиями.
Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродермит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время «регистр психосоматического реагирования » значительно расширился за счет включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний и мигрени… Неэффективность многолетнего лечения этих пациентов, покидающих поликлинику или стационар только, для того, чтобы, «выйдя из них через одну дверь, тут же войти в другую» наносят большой моральный ущерб не только отдельным врачам, но и всей системе здравоохранения, дискредитируя в глазах больного и его семьи, его друзей и сотрудников по работе «всю медицинскую науку и практику»… Именно поэтому врачам общего профиля, терапевтам, гастроэнтерологам, хирургам необходимо иметь хотя бы общие представления о психосоматозах.

М. В. Коркина, В.В. Марилов — российские психиатры, психотерапевты, одни из авторов современного учебника «Психиатрия» для медицинских вузов.
сегодня мы уже не можем проходить мимо того факта, что, примерно 60-80% всех заболеваний обусловлены психикой, или опосредованы ею.

Н. Пезешкиан -германский психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, создатель «позитивной психотерапии»
Структура программы

(примерная и зависит от состава участников группы и их пожеланий)

1.Введение в терапию психосоматических заболеваний.

Теория. На семинаре даются фундаментальные положения теории патологических процессов. Рассматриваются понятия:

болезнь и здоровье,
симптом и диагноз,
холизм,
саморегуляция организма,
структурные и функциональные изменения и т.д.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
осознание собственных симптомов,
диалог, использование собственных симптомов в диалоге с пациентом,
методы и приемы раскрытия симптомов пациента
2. Болезнь — как нарушение реализации потребностей организма.

Теория. На семинаре даются современные теории потребностей, а также психологические модели структуры личности (психоанализ, гештальт-подход, трансактный анализ, процессуальная терапия, НЛП). Рассматриваются понятия:

потребность,
чувства, эмоции, ощущения,
фрустрация и реализация потребностей,
сознательные и бессознательные процессы, двойные послания,
метафорический смысл симптомов,

Практика. Обучающиеся приобретают навыки :
составляют карту собственных, эмоций, чувств, симптомов,
осознание собственных двойных посланий, работа с двойными посланиями пациента,
психодраматические и проективные техники работы с симптомами,
3. Болезнь и убеждения.

Теория. На семинаре анализируется влияние существующих в социальной среде и у пациента убеждений на состояние здоровья и эффективность терапии. Основные понятия семинара:

сценарная теория,
драма-треугольник,
глубинные и поверхностные структуры.
матрица экзистенциальных позиций.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
работа с убеждениями,
анализа сценария,
работы с экзистенциальными позициями.
4. Болезнь и теория поля.

Теория. На семинаре рассматриваются основные положения теории социального поля, а также влияния семьи, организации и общества на состояние здоровья. Понятия семинара.

теория поля,
социальные системы,
драма-треугольник, привычные переживания,
конфликты,

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
использование системных расстановок в работе с симптомами,
социодрама, исследования роли болезни, больных, социальных институтов в обществе,
системные расстановки,
работа с семьями и организациями
5. Болезнь и характер.

Теория. Рассматривается связь различных психосоматических заболеваний с личностными особенностями. Основные понятия:

феноменологическое поле,
структура характера,
аутентичные потребности и ценности,
конфликт потребностей,
полярности

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
техники внутриличностной интеграции,
использование групповых клиент-терапевтических отношений для приобретения новых навыков,
конструктивное разрешение конфликтов.
6. Болезнь и взросление. Экзистенциальные аспекты психосоматики.

Теория. На семинаре рассматриваются возрастные аспекты психосоматики.
Основные понятия:

социальный, психологический и биологический возраст,
экзистенциальные права,
кризисы различных возрастов и заболевания.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
работа с детскими болезнями,
работа с экзистенциальными правами,
работа с симптомами старения.
7. Болезнь и отношения между полами.

Теория. Влияние пола и взаимоотношений полов
Основные понятия:

мужская и женская социализация, возможности и ограничения,
различные теории взаимодействия пары,
понятия об энергиях инь и ян в природе и в организме человека,
теория энергетических центров.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
работа с отношениями между полами, в контексте психосоматических проявлений,
соотношение симптомов с деятельностью энергетических центров
8. Болезнь, как трансовое состояние.

Теория. Механизмы памяти. Влияние травматического опыта на возникновение заболеваний. Основные понятия:

транс,
репрезентативные системы,
процессуальная память.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
реинектинговой работы с соматическими симптомами.
9. Болезнь и профессиональная реализация.

Теория. Психосоматические заболевания, как проявления профессиональной некомпетентности. Рассмотрение бедности как психосоматической проблемы. Основные понятия:

дело и профессия,
деньги,
планирование развития, работа с будущим.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
постановка дела пациента,
приемы организационного консультирования в работе с психосоматикой,
работа с финансовыми вопросами пациента.
10. Трансперсональные аспекты психосоматики. Работа с зависимостями.

Теория. Рассмотрение психосоматических заболеваний и зависимостей как скрытых ресурсов и возможных путей развития жизни и личности пациента:

уровни реальности,
симптом как проявление глубинных уровней реальности,
альтернативные подходы к работе с различными уровнями реальности

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
альтернативная диагностика,
шаманские техники в работе симптомами,
работа с зависимостями.
11. Энергетические аспекты работы с психосоматикой.

Теория. Рассмотрение психосоматических заболеваний как отражения энергетических процессов взаимодействия.

система чакр и меридианов,
принципы энергетического взаимодействия между людьми,
послания и уроки энергетического взаимодействия.

Практика. Обучающиеся приобретают навыки:
восприятие симптома, как энергетического конфликта.
способы работы с энергетическими конфликтами психотерапевтическими средствами.
12. Зачетная сессия.

Примечание. В данном виде программа рассчитана на участников имеющих базовую подготовку в одном из методов гуманистической психотерапии. Если группа находится на начальном уровне образования, то возможны дополнительное преподавание базовых навыков.»

Источник.

Автор Анна Пчелинцева, теги взаимоотношения м и ж, заметки, здоровье, личностный рост, люди, психология, саморазвитие. Дата: Декабрь 24, 2014, 1:19 дп |

НАВЕРХ